Х
 
Среда
24.04.2024
14:58
Вы вошли как Гость
Группа "Гости"Приветствую Вас Гость
RSS
МДОУ д/с № 1 "Родничок" п.Горный
Главная Мой профиль Регистрация ВыходВход
Каталог статей »
Вы находитесь на сайте МДОУ д/с № 1 "Родничок" п.Горный
Поиск по сайту

Главная » Статьи » Методическая копилка » консультации

Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни

Потребность в общении- одна из самых главных в жизни человека. Общение- это главное условие и основной способ жизни человека. Не каждое взаимодействие можно назвать общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям:

1.Внимание и интерес к другому.

2.Эмоциональное отношение к другому.

3.Инициативные акты( стремление вызвать интерес другого).

4.Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.

Еще один немаловажный критерий- содержание общения, которое и является объединителем общающихся( тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.

Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:

1.Особо яркая эмоциональная насыщенность(примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно- мимических проявлений).

2.Нестандартность детских высказываний(звукоподражание, «неправильные» слова).

3.Преобладание инициативных высказываний над ответными( ребенку важнее сказать, чем выслушать).

4.Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.

 

Общение со взрослым: оценка действий ребенка, передача новой информации.

Общение со сверстником: управление действиями партнера, контроль действий другого, навязывание собственных образцов, объект для сравнения.

 

Ребенок учится:

-говорить и делать как надо;

-слушать и понимать другого;

-выражать себя;

-управлять другими;

-вступать в разнообразные отношения.

Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из трех типов:

Эгоистичное:

-безразличие к другим;

-интересы сосредоточены на предметах;

-грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;

-высокомерная позиция по отношению к другим.

Конкурентное( характерно для 3-5 лет как естественное):

-стремление к первенству во всем;

-знает, как добиться похвалы, как делать правильно;

-другой- конкурент, которого нужно превзойти;

-стремление привлечь внимание( как «+», так и «-»);

-завистливость, обидчивость.

Гуманное:

-другой как человек;

-чувствительность к желаниям и интересам других;

-охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.

 

Как учить общаться?

Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада. Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей.

Способы взаимодействия:

-- организация совместной предметной деятельности =  ребенок сосредоточится на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет.

-- формирование субъективного взаимодействия между детьми = гуманные чувства, чуткость к состояниям другого.

Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются неумением распознать состояние другого. Одним из приемов, применяемых в данной ситуации,- словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого, но и позитивным. Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными.Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т.е. предвидение результатов своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и логика взрослых им непонятна. Поэтому нужно учить поэтапному анализу своих действий и поступков.

Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно:

-снизить безапелляционность требований;

-ярче выражать доброжелательность ко всем детям;

-индивидуализировать общение;

-направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;

-минимизировать предметность общения.

Категория: консультации | Добавил: KuznecovaSA (13.11.2015)
Просмотров: 790 | Рейтинг: 0.0/0
Наша деятельность

Вверх