Потребность в общении- одна из самых главных в жизни человека. Общение- это главное условие и основной способ жизни человека. Не каждое взаимодействие можно назвать общением. Чтобы оно являлось таковым, оно должно соответствовать 4 критериям:
1.Внимание и интерес к другому.
2.Эмоциональное отношение к другому.
3.Инициативные акты( стремление вызвать интерес другого).
4.Чувствительность к тому отношению, которое проявляет партнер.
Еще один немаловажный критерий- содержание общения, которое и является объединителем общающихся( тема разговора, совместная деятельность). Чтобы можно было избежать проблем в воспитании, взрослый должен создать эту общность в коллективе детей. Особенно велика роль общения в дошкольном возрасте. Для маленького ребенка общение с другими людьми это не только источник разнообразных впечатлений, но и главное условие формирования личности. Через общение со взрослым ребенок учится чувствовать, мыслить, разговаривать, пользоваться предметами. Общение со взрослым является главным и решающим условием становления всех процессов и качеств психики ребенка.
Общение со сверстниками имеет свои специфические черты:
1.Особо яркая эмоциональная насыщенность(примерно в 10 раз большая интенсивность экспрессивно- мимических проявлений).
2.Нестандартность детских высказываний(звукоподражание, «неправильные» слова).
3.Преобладание инициативных высказываний над ответными( ребенку важнее сказать, чем выслушать).
4.Общение со сверстником гораздо богаче по назначению, функциям.
Общение со взрослым: оценка действий ребенка, передача новой информации.
Общение со сверстником: управление действиями партнера, контроль действий другого, навязывание собственных образцов, объект для сравнения.
Ребенок учится:
-говорить и делать как надо;
-слушать и понимать другого;
-выражать себя;
-управлять другими;
-вступать в разнообразные отношения.
Методы воздействия педагога должны зависеть от поведения, которое можно отнести к одному из трех типов:
Эгоистичное:
-безразличие к другим;
-интересы сосредоточены на предметах;
-грубость, агрессивность как метод достижения желаемого;
-высокомерная позиция по отношению к другим.
Конкурентное( характерно для 3-5 лет как естественное):
-стремление к первенству во всем;
-знает, как добиться похвалы, как делать правильно;
-другой- конкурент, которого нужно превзойти;
-стремление привлечь внимание( как «+», так и «-»);
-завистливость, обидчивость.
Гуманное:
-другой как человек;
-чувствительность к желаниям и интересам других;
-охотно оказывает помощь, так как сам получает от этого радость.
Как учить общаться?
Прежде всего необходимо помнить, что простое наличие сверстников и игрушек не является гарантией формирования гуманных отношений между детьми, как и факт воспитательного воздействия посещения детского сада. Для построения успешного взаимодействия можно пойти одним из следующих путей.
Способы взаимодействия:
-- организация совместной предметной деятельности = ребенок сосредоточится на игрушке, а акт общения сводится к тому, чтобы отнять у сверстника привлекательный предмет.
-- формирование субъективного взаимодействия между детьми = гуманные чувства, чуткость к состояниям другого.
Часто проблемы, возникающие в воспитании и процессе общения, порождаются неумением распознать состояние другого. Одним из приемов, применяемых в данной ситуации,- словесное описание взрослым, в конкретной ситуации с переносом в практическую деятельность. Важно привлекать внимание ребенка не только к негативным переживаниям другого, но и позитивным. Необходимо стремиться к тому, чтобы поведение и поступки ребенка стали осознанными.Для этого нужно развивать «эмоциональное предвосхищение», т.е. предвидение результатов своих поступков. Но из-за особенностей психического развития дошкольники не могут удерживать конечную цель действий и логика взрослых им непонятна. Поэтому нужно учить поэтапному анализу своих действий и поступков.
Немаловажное значение в становлении гуманного отношения детей друг к другу имеет стиль общения воспитателей с детьми. Педагогам нужно:
-снизить безапелляционность требований;
-ярче выражать доброжелательность ко всем детям;
-индивидуализировать общение;
-направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
-минимизировать предметность общения. |