От того, как
прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и
сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш.
В.А.Сухомлинский
За
тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего
поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляет
социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в
формировании личности ребёнка. Семья и дошкольное учреждение – два важных
института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для
всестороннего развития ребёнка необходимо их взаимодействие. Вся наша жизнь –
взаимодействие с окружающим миром: с другими людьми, с группами людей,
государственными структурами, объектами живой и неживой природы и т.д., и т.п.
Если человек не взаимодействует с окружающим миром, он для мира не
существует...
Но что, же такое взаимодействие и что под
этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй?
Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие»,
«сотрудничество», «содружество»?
Термин «взаимодействие», предполагающий
обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – сравнительно молодой. Он был
раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как
единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и
строилось на основе единого понимания.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит
сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций
партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с
учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает
не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение,
взаимодоверие, взаимовлияние. Активная
совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга,
способствует усилению их взаимоотношений.
Понятие содружества подразумевает
объединение кого-либо, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов. Но
возможна ли взаимная дружба без общения, следовательно, без взаимодействия?
Конечно же, нет. А так как содружество предполагает, прежде всего, открытость
сердца навстречу друг другу - является
наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёй.
Детство – незабываемая пора в жизни
каждого человека. Она наполнена добрыми руками родителей и заботой
воспитателей. Родительская любовь даёт человеку «запас прочности», формирует
чувство психологической защищённости. Кто помогает родителям в воспитании
детей? Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся
любознательными, активными, творческими. На современном этапе, семейное
воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании».
В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители
являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического,
нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное
осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.
Главным в работе любого ДОУ являются
сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их
творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного и
гармоничного роста. Для достижения высокой результативности
воспитательно-педагогического процесса в ДОУ большое значение имеет работа с
родителями воспитанников. Родители. Родителей. Родителям… можно хоть, сколько
склонять это слово действенным
заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между ДОУ и
семьями. В этой связи меняется и позиция ДОУ в работе с семьей.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения
с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный
характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями
могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим
иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и
детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем
большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы
взаимодействия.
Таким образом, анализ свидетельствует о
необходимости нововведений в сотрудничество с родителями. Необходима разработка
и внедрение системы работы для активного включения родителей в жизнь ДОУ. Все
это позволяет нам рассматривать работу с родителями в качестве одной из проблем
деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления
современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний
день является одним из самых актуальных.
Формы
взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их
совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия
ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и
педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг
с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее
полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм
взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с
родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических
условий развития нашей страны.
Выстраивая взаимодействие с родителями,
можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские
собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы,
экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п.
Планируя ту или иную форму работы, мы как
педагоги всегда исходим из представлений о современных родителях, как о
современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом
этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия.
В последнее время наметились новые,
перспективные
формы сотрудничества,
которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни
детского сада. Что же к ним можно отнести:
-анкетирование;
-опрос;
-"почтовый
ящик".
-Наглядно-информационные
-родительские
клубы;
-мини-библиотека;
-информационные
стенды «Короткие новости»;
-выпуск
газеты «Наши дети».
-Познавательные
-родительские
гостиные;
-нетрадиционные
родительские собрания;
-устные
журналы;
экскурсии.
Досуговые
праздники;
совместные
досуги;
акции;
участие
родителей в конкурсах, выставках.
Одна из форм информационно-аналитической
работы – почтовый ящик. Это коробка или тетрадь, в которую родители могут
класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к
специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на
родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы
позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда
нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.
Ещё одна эффективная форма работы с
родителями – наглядно-информационная. О жизни группы родителям расскажет
информационный стенд «ОКНО – очень короткие новости». В «ОКНЕ» отражаются
наиболее важные события – праздники и развлечения, дни рождения детей, походы и
экскурсии, встречи гостей, интересные занятия, конкурсы, продукты коллективного
детского творчества, сочинения детей. При необходимости эти стенды легко
превращаются в тематические: «Что такое безопасность?», «Еще раз о правах
ребенка» и т.п.
Одной из самых традиционных, но эффективных
познавательных форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из
опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов
и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход
из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить
общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал от педагогов
более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.
Собрания проводим в форме дискуссий, круглых столов, КВН, посиделок и т.д.
Часто педагоги используют видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий,
конкурсных выступлений. Именно поэтому процент посещения собраний достаточно
высок.
Самая популярная и любимая, нами как воспитателями,
так и родителями форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются
возможности для сотрудничества. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают
возможность взглянуть друг на друга в новой обстановке, укрепляют
сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких праздников
выпускаются листовки, альбомы с фотографиями.
Заканчивая тему досуговых форм
взаимодействия с родителями хочется поделиться такой формой как акция. К
примеру, в ходе акции «Чистая лопатка» родители получили возможность оказать
помощь в уборке территории своего участка, общения друг с другом, увидеть
своего ребёнка в общении со сверстниками. Такая форма работы завоевала успех,
родители охотно стали откликаться на разные проблемы. Акция «Делать добро
вместе» способствовала формированию чувства сострадания и желания помочь
окружающим.
В заключение хотелось бы еще раз
подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных
института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания
невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями
показал, что в результате применения современных форм взаимодействия позиция
родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные
участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об
эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Литература:
1.Арнаутова
Е.П. «Планируем работу с семьей»
Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
2.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. «Детский сад и семья»: методика работы с
родителями: Пособие для педагогов и родителей.
М:
Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
3.
Свирская Л. «Шпаргалки для родителей»
Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.
4.
Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности
ДОУ родителями»
Дошкольная
педагогика 2007г., №7. – 70с.